Основные методы научного естествознания
Страница 1

Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффек­тивность того или иного метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории. Тем самым теория и метод одновременно и тождественны, и различны. Их сходство состоит в том, что они в своем единстве есть аналог, отражение самой действительности.

Будучи едины­ми в своем взаимодействии, теория и метод не отделены жестко друг от друга, но и не совсем тождественны. Они взаимопереходят и взаимопревращаются друг в друга: теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в ме­тод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил и приемов, которые возвращают­ся в теорию (а через нее и в практику), ибо субъект приме­няет их в качестве регулятивов, предписаний, в ходе позна­ния и изменения окружающего мира по его собственным законам.

В современном естествознании разнообразные науч­ные методы разграничиваются по реальным основаниям. Здесь преж­де всего выделяются те методы, которые используются на разных уров­нях научного исследования, а именно – на эмпирическом и теоретичес­ком уровням. Исходным здесь является эмпирический уровень исследования. Здесь выявилась целая группа методов. Рассмотрим важ­нейшие из них.

Первым по праву отмечают в этом списке наблюдение, как целенаправленное и организованное воспри­ятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования. Наблюдение бывает простым и слож­ным, непосредственным и опосредованным, смыкающимся с экспериментом. Наблюдение предполагает возможность исполь­зования приборов и инструментов, компенсируя таким обра­зом естественную ограниченность человеческих органов чувств. Однако при этом в некоторых случаях (например, при изуче­нии явлений микромира) возникает дополнительная необхо­димость учета "возмущающего" воздействия приборов на на­блюдаемый объект. Все это заставляет исследователей коррек­тировать результаты наблюдений, по возможности дублиро­вать их и подтверждать другой информацией об объекте.

Наблюдение является, таким образом, первичным и элементарным познавательным процессом на эмпирическом уровне познания.

Точность и определенность наблюдения может быть существенно повышена при помощи измерения объекта, его свойств и отношений. Измерение представляет собой физический процесс определения численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.

Наблюдение, особенно с включением в него измерения, может натолкнуть исследователя на предположение о необходимой и закономерной, связи, однако само по себе оно совершенно недостаточно для, утверждения и доказательства такой связи. Конечно, опосредованность восприятия органов чувств с помощью приборов и инструментов, неограниченно расширяет возможности наблюдения, но не преодолевает некоторых других недостатков. Так, в наблюдении сохраняется зависимость наблюдателя от изучаемого процесса или явления. Наблюдатель не может, оставаясь в границах наблюдения, изменять объект, регулировать и неограниченно воспроизводить условия наблюдения, словом, управлять объектом и осуществлять строгий контроль над ним, и в этом смысле его активность в наблюдении носит относительный характер.

Наблюдение как метод познания применяется там, где невозможен или очень затруднен эксперимент (астрономия, гидрология и т.д.), либо там, где поставлена задача исследования естественного функционирования или поведения объекта (психология, социология и т.д.). Наблюдение предполагает наличие программы исследования, формирующейся на основе прошлого опыта, прошлых наблюдений, установленных фактов, принятых концепций и т.д.

Принято считать, что наблюдение складывается из следующих процедур: 1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?); 2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); 3) выбор способа наблюдения (как наблюдать?); 4) выбор способов регистрации наблюдаемого явления (как вести запись?); 5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Задачами наблюдения могут быть предварительная ориентировка в объекте; выдвижение гипотезы; ее проверка; уточнение результатов, полученных с помощью других методов; иллюстрации,

Наблюдаемые ситуации подразделяются на естественные и экспериментальные, управляемые и неуправляемые наблюдателем, спонтанные и организованные, стандартные и нестандартные, нормальные и экстремальные и т.д.

Способ наблюдения определяется задачей, объектом и ситуацией. В гуманитарных дисциплинах выделяется особый тип - включенное наблюдение, когда наблюдатель становится членом испытуемой группы. Кроме того, наблюдение может быть открытым и скрытым. По упорядоченности наблюдения могут быть случайными и систематическими, сплошными и выборочными; по характеру фиксации - констатирующими, оценивающими и смешанными. В психологии в качестве метода исследования используется самонаблюдение (интроспекция), являющееся частным случаем наблюдения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Также смотрите:

Зоология
Вы когда-нибудь слышали о вспышке численности слонов или жирафов? – Вряд ли, такого не бывает, вот для грызунов такие вспышки характерны. Какие особенности биологии представители этого самого многочисленного отряда позволяют им так быстро менять свою численность? (При ...

Биосинтез никотиновой кислоты.
Биосинтез никотиновой кислоты происходит в высших и низших растениях, а также у микроорганизмов. Многие кишечные бактерии синтезируют никотиновую кислоту из аминокислоты триптофана. В настоящее время никотиновую кислоту получают из отходов махорки путём окисления ник ...

Термодинамический подход.
В классической науке (XIX в.) господствовало убеждение, что материи изначально присуща тенденция к разрушению всякой упорядоченности, стремление к исходному равновесию, что энергетическом смысле и означало неупорядоченность, т.е. хаос. Такой взгляд на вещи сформировал ...