Гёте. Учение о метаморфозе растенийСтраница 3
В пятом разделе, «Образование венчика», убедительно доказывается родство венчика с чашечкой. Это делается на примере гвоздики, где в основной чашечке можно обнаружить вторую чашечку, которая имеет на своих концах нежные окрашенные зачатки лепестков.
Шестой раздел посвящен образованию тычинок. Явление метаморфоза изучается Гёте на растениях семейства Канны.
В седьмом разделе рассказывается о нектарниках. Здесь мнение Гёте ошибочное, так как по современным исследованиям они негомологичные элементам цветка.
Восьмой раздел дополняет шестой и называется «Еще кое-что о тычинках.» С помощью теории спиральных сосудов Гёте доказывает родство кажущихся разнородными частей растения. Об оплодотворении Гёте не имеет четкого представления, о чем говорит следующая цитата: «Тонкая материя, которая развивается в пылинках, кажется нам пылью; но эти шарики пыльцы являются лишь сосудами, содержащими весьма тонкий сок. Потому мы присоединяемся к мнению тех, кто утверждает, что этот сок всасывается пестиками, к которым прикрепляются пылинки, и так осуществляется оплодотворение. Это становится тем более правдоподобным, что некоторые растения не образуют пыльцы, а выделяют одну лишь влагу» (Гёте И.В., 1957, стр.39).
Девятый раздел посвящен образованию столбиков, так Гете называет пестик. В конце раздела приводится пример чередования таких явлений как «расширение» и «сжатие». Сами по себе эти понятия не были развиты дальнейшими исследователями, но они характеризуют пытливую мысль Гете, который почти подошел к идеи о стадийном развитии растений.
Десятый раздел рассказывает о плодах, одиннадцатый о семенах, причем и здесь также говорится о «сжатии» и «расширении».
Для целостного понимания работы Гете важен двенадцатый раздел. В нем автор делает своеобразный итоговый отчет о своем исследовании. Что же пытается он постичь в рассматриваемом разделе своей небольшой работы? Во первых, он замечает: «мы проследили внешнюю форму растения во всех превращениях, от ее развития от семени до нового образования такового» ( Гете И.В.,1957, с.45). Во вторых, далее он пишет: «мы направили наше внимание на проявление тех сил, с помощью которых растение постепенно видоизменяет один и тот же орган» (Гете И.В., 1957, с.46). В заключении, Гете выводит необходимость рассказать о почках, так как они скрыты под каждым листом, а именно из листьев, сопровождающих узлы, выводились все формы растений.
Про почки сказано в тринадцатом разделе. Здесь автор делает, подчас, не совсем верные выводы из своих наблюдений (например, о родстве почек с семенами), но право же, его можно простить, прочитав прекрасные иллюстрационные описания, вроде нижеприводимого: «почка состоит из более или менее развитых узлов и листьев, обеспечивающих дальнейший рост Боковые ветви, возникающие из узлов растения, должны, очевидно, рассматриваться как особые растеньица, которые также держатся на материнском теле, как последнее - на земле» (Гете И.В., 1957, с. 47).
Следующие три раздела носят названия: «Образование сложных цветов и плодов», «Проросшая роза» и «Проросшая гвоздика». Здесь доказывается авторский тезис о том, что природа заканчивает развитие растения цветком, высшей стадией (по Гете) своего роста.
Также смотрите:
Растворимость белков.
Белковые вещества как высокомолекулярные соединения в водной среде дают коллоидные растворы. Каждая коллоидная частица вступает во взаимодействие с водой, в результате чего вокруг неё образуется водная или сольватная оболочка. В водной среде белковые соединения облада ...
Стрелы времени
Понятие времени со временем изменяется. Абсолютного времени нет. Реальное, относительное время однонаправлено, оно идет только вперед. Как стрела. В науке анализируют три базовых «стрелы времени». Общеизвестна стрела термодинамическая. Она указывает направление времен ...
Особенности и принципы функциональных систем
Объединение всех узловых механизмов и функциональных систем определяет полезный для организма результат деятельности. Любое изменение результата, так же как и его оптимальное состояние, постоянно воспринимается соответствующими рецепторами. Сигнализация (обратная аффе ...