Слуховые ощущения
Особое значение слуха у человека связано с восприятием речи и музыки.
Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются звучащим телом и представляют собой переменное сгущение и разрежение воздуха.
Все слышимые звуки разделяются на шумы и музыкальные звуки. Первые отражают непериодические колебания неустойчивой частоты и амплитуды, вторые – периодические колебания. Между музыкальными звуками и шумами нет, однако, резкой грани. Акустическая составная часть шума часто носит ярко выраженный музыкальный характер и содержит разнообразные тоны, которые легко улавливаются опытным ухом. Свист ветра, визг пилы, различные шипящие шумы с включенными в них высокими тонами резко отличаются от шумов гула и журчания, характеризующихся низкими тонами. Отсутствием резкой границы между тонами и шумами объясняется то, что многие композиторы прекрасно умеют изображать музыкальными звуками различные шумы (журчание ручья, жужание прялки, шум моря, жужание шмеля и т.д.). в звуках человеческой речи тоже представлены как шумы, так и музыкальные звуки. Основными свойствами всякого звука является его громкость, высота и тембр.
При воздействии звука в слуховом аппарате происходит процесс адаптации, изменяющие его чувствительность. Так, например, постоянно работая в условиях громких звуков (газорезчик), человек к старости может частично или полностью потерять слух. Однако, в области слуховых ощущений адаптация невелика и обнаруживает значительные индивидуальные отклонения. Особенно сильно сказывается действие адаптации при внезапном изменении силы звука. Это так называемый эффект контраста.
Далеко не все звуки воспринимаются нашим ухом, что зависит от высоты звука (ультразвуки, инфразвуки остаются вне предела нашей слышимости), причем у отдельных людей чувствительность уха может давать различные индивидуальные отклонения, а также следует учитывать, что границы слуха у людей изменчивы в зависимости от возраста (у пожилых людей чувствительность к высоким тонам постепенно падает). Следует учитывать, что при повышении интенсивности высокого звука возникают ощущение щекотание в ухе (осязание звука), а затем и чувство боли.
Следует добавить, что тембр сложного звука играет немаловажную роль в восприятии гармонии и эмоциональной выразительности.
Следуя из вышесказанного, могу сказать, что слуховые ощущения играют роль не только восприятия разговорной прямой речи и звуков окружающей среды, но и роль различия эмоциональных окрасок голосов, и узнавание на слух голоса людей и/или собеседника в зависимости от тембра (высокий, низкий), высоты и громкости звука, при этом человек может и сам выразить свои чувства, например, показать свое эмоциональное напряжение или, наоборот, удовлетворение и т.д. При этом в зависимости от высоты, тембра и громкости звука человек может ощущать на себе эмоциональное напряжение, дискомфорт, который в некоторых случаях доходит до боли, а в случаях длительности или непрерывности неприятных звуков может развиться психическая неуравновешенность, т.е. появится раздражительность, плаксивость, взволнованность и т.п. И, наоборот, при воздействии мелодичных, спокойных звуков на человека может выражаться в его уравновешенности, умиротворенности и т.д., но еще существует такая музыка, которая может «зажигать» человека, способствовать его работоспособности и т.д.
Необходимо еще добавить, что люди глухие на одно ухо, лишь с большим трудом определяют направление звука и вынуждены для этой цели прибегать к вращению головы и к различными косвенным показателям.
Также смотрите:
Основные методы научного естествознания
Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность того или иного метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории. Тем самым теория и метод одновременно ...
Психологические методы исследования интеллекта
Методики психологического исследования интеллекта грубо делятся на: экспериментальные, опросные и креативные (интуитивные).
Первые дают наиболее быстрый и четкий результат.
Вторые позволяют серию корелирующихся между собой данных, но чуть более сложны в обработке.
...
Классификация
синапсов. По морфологическому принципу синапсы
подразделяют на:
• нейро-мышечные (аксон нейрона контактирует с мышечной клеткой);
• нейро-секреторные (аксон нейрона контактирует с секреторной клеткой);
• нейро-нейрональные (аксон нейрона контактирует с другим нейроном):
• аксо-соматические (с телом другого нейрона), • аксо-аксо ...