Рефлекс
Рефлексом называется реакция организма в ответ на раздражение чувствительных образований — рецепторов, осуществляемая при участии нервной системы. Рецепторы обладают высокой чувствительностью к специфическим для них раздражителям и преобразуют их энергию в процесс нервного возбуждения.
Рефлексы осуществляются благодаря наличию в нервной системе рефлекторных дуг — цепочек нервных клеток (нейронов), которые соединяют чувствительные клетки с мышцами или железами, участвующими в выполнении рефлекторной реакции. Простые рефлекторные дуги могут состоять всего из двух нейронов — чувствительного и исполнительного. Сложные рефлекторные дуги образованы цепочкой из чувствительного, вставочного (одного или нескольких) и исполнительного нейронов. Часть рефлекторной дуги, располагающаяся в определенном участке центральной нервной системы (вставочные и исполнительные нейроны), называется нервным центром данного рефлекса. Нервный центр управляет деятельностью какого-либо органа или системы органов.
Рефлекторный принцип деятельности характерен для работы как спинного, так и головного мозга.
Многие простые рефлексы относятся к разряду врожденных. Человек обладает строго определенным набором врожденных рефлексов, для осуществления которых организм снабжен соответствующими нервными связями — готовыми рефлекторными дугами. Эти рефлексы называются безусловными.
Однако большинство сложных поведенческих реакций является результатом приспособления организма человека к конкретным условиям существования; нервные пути для их реализации формируются в течение жизни. Эти рефлексы называются условными. Благодаря условным рефлексам возможно обучение человека различным навыкам и его приспособление к изменяющейся среде.
Точность выполнения рефлекторной реакции контролируется нервным центром данного рефлекса по принципу «обратной связи»: в процессе деятельности рецепторы, расположенные в исполнительных органах, посылают в мозг сигнал — информацию о ходе выполнения рефлекторного акта, что позволяет нервным центрам в случае необходимости вносить срочные изменения в работу исполнительных органов.
Также смотрите:
Введение: Понятие метода научного познания
Метод есть способ достижения цели. Познание, как и любой другой вид деятельности, предполагает применение определенной совокупности тех или иных приемов и операций, ведущих так или иначе к достижению той или иной цели. Такая система приемов обычно и называется методом ...
Обучение дельфинов языку посреднику
Способность морских млекопитающих к овладению языками-посредниками в течение ряда лет изучает американский исследователь Л. Херман (Herman, 1986). В его работах дельфины-афалины должны были сначала усвоить «названия» различных предметов в бассейне и совершаемых с ними ...
Формирование первых естественнонаучных программ. Великое открытие элеатов.
Особое место в истории античной культуры занимает элейская школа. Представителям ее принадлежит великое открытие - наличие противоречия между двумя картинами мира в сознании человека;
одна из них - это та, которая получена посредством органов чувств, через наблюдени ...
