Парадоксы поведения
Страница 2

Биология » Поведение дельфинов » Парадоксы поведения

Одна молодая афалина продемонстрировала русским учёным кое-какие из этих способов. При первом же осмотре после поимки в море у нее обнаружили кожное заболевание, которое надо было срочно лечить. Поэтому афалину приходилось ежедневно отлавливать. Но уже на третий день при очередном отлове произошло следующее. Когда в воду опустили сеть и стали прижимать ею животное к краю бассейна, афалина вдруг высунулась из воды до передних плавников и принялась рассматривать верхний край сети и пространство за ней. Затем, наваливаясь рострумом, она несколько раз попыталась притопить ограждение и внезапно, сильно заработав хвостом, перевалилась через него. Однако она, по неизвестным причинам, снова повторила этот маневр,- но уже в обратном направлении. Видимо, животному доставляло удовольствие тереться о сеть. Вскоре афалина настолько освоила изобретенный ею способ переваливаться через сеть, что поймать ее подобным образом стало невозможно. Не помогало при этом и дополнительное подкрепление в виде пловцов, которые собирались у верхнего края сети, чтобы отпугивать афалину. Дельфиниха находила просвет между ними и с разгону перелетала через ограждение.

Этим приемом вскоре овладело еще несколько афалин. Но большинство, хоть их тоже и отлавливали довольно часто, все же так и не освоило этот метод освобождения. Это обстоятельство говорит о том, что даже у одного вида дельфинов разные особи весьма отличаются по своим способностям.

Часто в качестве неоспоримого доказательства высокого интеллекта дельфинов приводят тот факт, что они якобы могут оказывать помощь сородичам и даже помогают добраться до берега выбившимся из сил людям.

Наблюдения говорили о том, что действительно иногда - менее чем в одной трети случаев,- когда один из дельфинов нуждался в помощи (как бывало при тяжелых заболеваниях или физических травмах), животные того же вида оказывали пострадавшему помощь. Но если дельфины и на самом деле настолько сознательны и разумны, что не раздумывая идут на выручку себе подобных (даже рискуя, как утверждают, иной раз собственной жизнью), то почему в вольерах так часто остаются совершенно равнодушными к тонущему или гибнущему животному содержащиеся вместе с ним дельфины? Иногда (как было в случае с одно афалиной) если больное животное оказывалось самкой, присутствующие в этом же отсеке самцы пытались использовать ее состояние, стараясь спариться с ней, и не помышляли ни о какой поддержке для облегчения ее положения. В иных случаях дельфины вообще старались держаться подальше от явно нуждающегося в помощи.

Но наряду с этими случаями есть и яркие примеры взаимопомощи. Так, после одного из отловов, проходившего в тяжелых условиях (пойманным животным пришлось более семи часов находиться в ваннах), помещенный в вольер крупный самец афалина не мог двигать хвостом - очевидно, в результате онемения мышц. Обычно отказ «главного движителя» равносилен гибели дельфина, так как, не имея поступательного движения, он лишается возможности всплыть для смены воздуха в легких. Спущенный сразу же вслед за первым второй дельфин, несколько меньших размеров, тотчас же подплыл к пострадавшему и, зайдя сзади под небольшим углом, в типичной позе помощи, осторожно вынес его на поверхность. Здоровый дельфин поддерживал больного товарища (оба они оказались самцами) еще некоторое время, пока у того не восстановилась нормальная работа хвостового плавника.

В дальнейшем эта пара постоянно плавала вместе, немного в стороне от других, хотя все находившиеся с ними животные были отловлены одновременно в одном стаде. Как всегда в первые дни неволи, животные чувствовали себя неважно, и несколько раз у этой пары наблюдалась поддержка, причем роли взаимно менялись.

Весьма примечательными являются случаи «забастовок». Дельфины очень тяжело переносят отделение от группы, особенно если разделяют пары. Разобщенные животные чаще всего перестают есть, отказываются подходить к человеку и подолгу находятся в позе зависа в каком-нибудь дальнем углу. Если разделенные животные отгорожены только сетями, то оба они почти всегда занимают положение носом друг к другу, даже если расстояние между ними достигает 100 метров. Если ранее эти дельфины уже были обучены каким-либо действиям - подходить по сигналу, нажимать на рычаг,- то, оказавшись в одиночестве, они либо вообще не хотят ничего делать, либо, выполнив один-два раза требуемое, уходят в излюбленный угол и находятся там, не обращая ни на кого внимания.

Однажды для проведения опытов была рассажена пара молодых афалин. Самка была переведена в общий вольер, самца же отсадили в отдельный садок, огороженный массивной стальной решеткой. Самка довольно быстро пришла «в норму». К вечеру того же дня она плотно поужинала и уже на второй день весьма благосклонно принимала ухаживания крупного самца, доминирующего в этой группе. Самец, оставшись в одиночестве, перестал принимать пищу. Он то возбужденно плавал вдоль сети, то подолгу стоял в позе зависа. А через два дня вдруг, неожиданно набрав большую скорость, он ударился прямо в ограждение. Удар был настолько силен, что буквально снес ему переднюю часть головы. Дельфин так вклинился между ячейками металлической сети, что, когда подоспела помощь, его тело с трудом вытащили. Таранило животное участок, расположенный перпендикулярно направлению, в котором находилась бывшая ранее с ним самка, поэтому версию о том, что он стремился к ней, пришлось отставить. По человеческим критериям, это весьма походило на стремление покончить с собой.

Страницы: 1 2 3


Также смотрите:

Способы общения
Издаваемые косулями звуковые сигналы являются основными средствами их внутривидовой коммуникации. Большую роль в общении животных, особенно в период их коллективного существования, играют сигналы, рассчитанные на зрительное восприятие: особые позы, движения, вид распу ...

Общие свойства углеводов
Углеводы - группа органических веществ общей формулы - Cm H2n On. Формально Cm(H2O)n - соединение углерода и воды. Осюда и название: угле- воды. Основные функции углеводов: 1) энергетическая (при окислении простых сахаров, в первую очередь, глюкозы организм получае ...

История развития науки, и её зарождение
Согласно основным точкам зрения наука 1. совокупность знаний и деятельность по производству этих знаний; 2. форма общественного сознания; 3. социальный институт; 4. непосредственная производительная сила общества; 5. система профессиональной подготовки и воспроиз ...